Синдром дефицита внимания и гиперактивности — диагноз и лечение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности - диагноз и лечение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности нарушает способность регулировать активность (гиперактивность), контролировать некоторые виды поведения (импульсивность) и концентрироваться на задачах (невнимательность).

По оценкам экспертов, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) страдают примерно 8% детей школьного возраста, и примерно у двух третей детей с диагнозом СДВГ признаки этого расстройства сохраняются до взрослого возраста. У мальчиков СДВГ диагностируют в четыре раза чаще, чем у девочек.

Что такое СДВГ?

Когда гиперактивность отсутствует, это состояние иногда называют синдромом дефицита внимания (СДВ). Хотя более точным термином является СДВГ-преимущественно невнимательный тип.

По современным оценкам, СДВГ страдают в четыре раза больше мальчиков, чем девочек. Однако к зрелому возрасту это соотношение становится более равномерным.

синдром дефицита внимания и гиперактивности

В целом у женщин и девочек может наблюдаться меньше типичных симптомов, связанных с СДВГ у мальчиков. Например, девочки с синдромом дефицита внимания чаще бывают сдержанными, чем гиперактивными. Они, как правило, менее вызывающие и более покладистые, чем мальчики и мужчины с этим заболеванием.

Однако, как и мужчины с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, женщины с этим заболеванием могут испытывать трудности с выполнением заданий и организованностью. Вместо того чтобы тестировать их на наличие СДВГ, их часто считают взбалмошными или пространственными.

Таким образом, поскольку девочки реже нарушают порядок в классе, что часто привлекает внимание медиков к мальчикам с этим заболеванием, у девочек реже диагностируют СДВГ. В результате многие девочки и девушки не получают необходимой им помощи. Часто самооценка девочек страдает, когда они сталкиваются с академическими проблемами в школе. Они могут испытывать трудности в межличностных отношениях, а также социальные проблемы.

Эти вторичные трудности могут привести к депрессии, тревожным расстройствам, проблемам со сном, самоповреждающему поведению (порезам) и/или злоупотреблению алкоголем или другими веществами.

Кроме того, девочки с СДВГ подвержены большему риску ранней беременности, беспорядочных половых связей и заболеваний, передающихся половым путем. Недавнее исследование, проводившееся в течение 10 лет, показало значительно более высокий риск попыток самоубийства и самоповреждения по сравнению с группой сравнения.

После постановки диагноза многие женщины вспоминают болезненные или трудные события школьного детства, которые, вероятно, были связаны с СДВГ, но в то время объяснялись другими причинами, например, ленью или отсутствием способностей. Такая неправильная атрибуция может сама по себе нанести значительный ущерб самооценке и уверенности в себе, что приводит к деморализации.

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Хотя никто точно не знает, что является причиной СДВГ, это заболевание встречается в семьях, что указывает на сильную генетическую составляющую. Дети, у которых один из родителей страдает СДВГ, сами подвержены повышенному риску развития заболевания.

А исследования близнецов и усыновлений подтверждают высокую степень генетической связи с этим состоянием. В случае однояйцевых близнецов существует большая вероятность того, что у другого близнеца есть СДВГ. И опять же, это «семейное сходство», по-видимому, в большей степени связано с генами, чем с социальными факторами. В настоящее время многие исследователи во всем мире изучают различные гены, которые могут способствовать развитию СДВГ в семьях. Маловероятно, что за это отвечает какой-то один ген.

причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Меньший процент случаев синдрома дефицита внимания с гиперактивностью обусловлен экологическими или негенетическими биологическими факторами риска. К ним относятся преждевременные роды, низкая масса тела при рождении, дородовое употребление алкоголя, табака и/или кокаина, а также воздействие свинца, который может изменить развитие мозга плода.

Инфекции и осложнения во время беременности также могут повысить вероятность развития СДВГ у ребенка в детстве. Кроме того, некоторые постнатальные проблемы, такие как хронический недостаток свинца, повторяющиеся ушные инфекции или тяжелые травмы головы, могут привести к развитию СДВГ.

Анатомические различия в мозге у людей с СДВГ

В течение многих лет СДВГ считался нарушением поведения, которое, по интуитивному мнению большинства специалистов, связано с некоторыми аномалиями мозга. С развитием более сложных методов сканирования мозга стало известно, что люди с СДВГ действительно имеют анатомические различия в мозге. А также различия в биохимическом балансе, который контролирует все — от настроения до импульсов.

Исследования по визуализации мозга показывают различия в мозге людей с СДВГ в нескольких областях:

  • Различия количестве дофаминовых рецепторов в определенных областях мозга.
  • В общем объеме мозга и объеме мозга в определенных областях мозга.
  • Различия в сетях мозга, которые используются для решения конкретных задач.
  • В скорости созревания лобных и префронтальных областей мозга.

У детей с СДВГ наблюдается задержка созревания определенных областей мозга по сравнению с их сверстниками. Эти области с задержкой развития участвуют в контроле двигательного поведения, импульсного контроля и уровня внимания.

Напрашивается вывод, что замедленное развитие мозга является характерной чертой СДВГ и может объяснить задержку в развитии контроля эмоций/импульсов и организационных навыков.

Другой биологический компонент связан с уровнем определенных нейротрансмиттеров в мозге. У взрослых с синдромом дефицита внимания, никогда не получавших лекарств, количество рецепторов для нейромедиатора дофамина в ключевых подкорковых областях, связанных с мотивацией и вознаграждением, ниже, чем у взрослых без этого расстройства.

Стимулирующие препараты, помогают сбалансировать уровень дофамина, улучшая симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

синдром дефицита внимания и гиперактивность в зрелом возрасте

СДВГ не вызывается многими экологическими факторами, которые, как принято считать, ассоциируются с этим расстройством. Например, слишком большим количеством телевизора, пищевой аллергией, употреблением в пищу большого количества сахара, неблагополучной жизнью в семье, плохим преподаванием в школе или попустительским отношением родителей.

Тем не менее, необходимо понимать, что домашняя обстановка и школьное окружение чрезвычайно важны в управлении СДВГ, и что неэффективное воспитание и образовательные условия могут усугубить симптомы и привести к дополнительным нарушениям.

Диагноз

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является наиболее распространенным хроническим нейробиологическим расстройством у детей. Раньше считалось, что этим расстройством страдают только дети. Но теперь оно признано расстройством, которое чаще всего продолжается во взрослом периоде и представляет собой уникальную проблему для девочек и женщин.

Общие симптомы СДВГ могут включать:

  • Неспособность уделять пристальное внимание деталям или совершать небрежные ошибки.
  • Трудности с поддержанием внимания при выполнении заданий.
  • Нежелание слушать, когда к вам обращаются напрямую.
  • Неспособность тщательно и полностью следовать инструкциям.
  • Терять или забывать важные вещи.
  • Беспокойство или суетливость.
  • Чрезмерная разговорчивость или пропуски ответов, не дослушав вопрос до конца.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это серьезный диагноз, который может оказать огромное негативное влияние на вашу жизнь, работу и семью.

Он может потребовать длительного лечения с помощью консультаций и лекарств. Поэтому важно, чтобы медицинский работник тщательно проанализировал все симптомы, чтобы исключить другие заболевания, которые могут вызывать подобные симптомы или поведение.

Например, стресс может вызывать симптомы, сходные с симптомами СДВГ, такие как забывчивость или чувство перегруженности и неорганизованности.

Однако реакция на стресс обычно носит временный характер. Он проходит, когда стрессовые события заканчиваются, и не проявляется хронически с детства.

Симптомы, вызванные СДВГ, являются стойкими, хроническими и неизменными с детства или раннего подросткового возраста.

Однако к постановке диагноза следует подходить очень осторожно и не проводить ее во время ограниченного по времени визита к педиатру или другому врачу.

Для постановки диагноза СДВГ у детей медицинские работники используют беседы с пациентом и членами семьи. Также получают информацию от воспитателей и учителей. Так как они регулярно видят ребенка, и могут дать представление о поведении и стиле обучения пациента.

Диагностика и лечение взрослых представляет собой сложную задачу.

Например, гиперактивность уменьшается к зрелому возрасту. Хотя другие симптомы, такие как невнимательность, могут усугубляться в связи с появлением новых взрослых обязанностей.

Следующий неформальный контрольный список содержит описание поведения взрослых, которое может быть следствием СДВГ.

Список вопросов для описания поведения

  • Я постоянно пытаюсь быть организованным, но, похоже, никогда не могу добиться нужного результата?
  • Мне часто кажется, что я слишком много говорю или импульсивно бросаюсь словами?
  • Часто чувствую себя перегруженным?
  • Принимаю импульсивные покупки и решения?
  • Часто теряю личные вещи?
  • Начинаю одно дело, но не заканчиваю его, потому что меня отвлекает что-то другое?
  • Часто опаздываю?
  • Затягиваю время?
  • В течение дня я часто допускаю небрежные ошибки и промахи?
  • Часто поздно оплачиваю счета и с трудом распоряжаюсь своими деньгами?

Основные подтипы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Существует три основных подтипа СДВГ: преимущественно гиперактивно-импульсивный, преимущественно невнимательный и комбинированный гиперактивно-импульсивный и невнимательный. Далее перечислены и другие признаки СДВГ, многие из которых применимы к детям школьного возраста:

Невнимательность

Невнимательным людям трудно сосредоточиться на чем-то одном. Им может наскучить задача уже через несколько минут.

Однако они могут без усилий, автоматически уделять внимание занятиям и вещам, которые их очень увлекают. Например, видеоиграм. К тому же у них могут возникать трудности с целенаправленным сосредоточением, сознательным вниманием при организации и выполнении заданий, реагированием на повторяющиеся материалы или освоением сложной информации.

Гиперактивность-импульсивность

Гиперактивность. Гиперактивные люди всегда находятся в движении, им трудно усидеть на месте. Они ерзают на своих местах или расхаживают по комнате. Могут шевелить ногами, трогать все вокруг или шумно стучать карандашами. Они могут быть суетливыми или пытаться делать несколько дел одновременно, перескакивая с одного вида деятельности на другой. Они сообщают о внутреннем чувстве беспокойства и необходимости постоянно двигаться.

Импульсивность. Люди с чрезмерной импульсивностью, по-видимому, не способны сдерживать и взвешивать свои непосредственные реакции, мысли и поведение, прежде чем действовать. В результате они могут наброситься с неуместными комментариями или физически попытаться что-то сделать, не обдумав все до конца. Это может относиться как к сдаче тестов в школе, так и к участию в потенциально опасных действиях. Импульсивность также мешает им ждать желаемого. Это приводит к плохой переносимости фрустрации и вспышкам гнева.

Не все, кто чрезмерно гиперактивен, невнимателен или импульсивен, страдают расстройством внимания.

синдром дефицита внимания и гиперактивность довольно трудно диагностировать

Также не все люди с СДВГ демонстрируют все виды поведения, связанные с этим расстройством. Важно понимать, что на определенных этапах развития невнимательность, гиперактивность или импульсивность могут быть нормальным явлением для детей. Поэтому такое поведение на этих этапах не всегда соответствует профилю СДВГ.

Например, дошкольники обычно полны энергии и бегают повсюду, но это не означает, что они гиперактивны. А многие подростки проходят через фазу, когда они беспорядочны, неорганизованны и отвергают авторитеты.

Специфические симптомы должны проявляться в раннем возрасте, до семи лет, и продолжаться не менее шести месяцев. У детей они должны быть гораздо более частыми или тяжелыми. Кроме того, такое поведение должно создавать реальные препятствия минимум в двух сферах жизни человека, таких как школа, дом, работа или социальная сфера.

Поэтому если ваше поведение или поведение вашего ребенка не мешает работе, дружбе или другим отношениям, то диагноз СДВГ вам, скорее всего, не поставят. Не будет поставлен диагноз и ребенку, который кажется чрезмерно активным в школе, но хорошо функционирует в других местах.

Рассматриваемые вопросы при обследовании на предмет СДВГ

  • Является ли такое поведение чрезмерным, длительным и распространенным? То есть, чаще ли они встречаются у вас или у вашего ребенка, чем у других людей того же возраста?
  • Являются ли они постоянной проблемой, а не реакцией на временную ситуацию?
  • Проявляется ли такое поведение в нескольких местах или только в одном конкретном?

Медицинский работник составляет профиль поведения, основываясь на всей имеющейся информации, и затем рассматривает:

  • Какие модели поведения, сходные с СДВГ, проявляются?
  • Как часто и в каких ситуациях?
  • Как долго они продолжаются?
  • Сколько лет было ребенку/взрослому, когда начались проблемы?
  • Серьезно ли поведение мешает учебе, дружбе, занятиям или домашней жизни?
  • Есть ли другие сопутствующие проблемы?
  • Имеется ли родитель с симптомами СДВГ?

Ответы на эти вопросы помогают определить, являются ли гиперактивность, импульсивность и невнимательность значительными и длительными. Если да, то может быть поставлен диагноз СДВГ.

Болезни, которые затрудняют постановку диагноза

При СДВГ могут наблюдаться и другие заболевания, что затрудняет постановку точного диагноза.

Например, женщины и девочки с СДВГ более склонны к депрессии, чем мужчины и мальчики с СДВГ.

Депрессия — серьезное, но поддающееся лечению психическое расстройство. Может нарушить все сферы вашей жизни, включая настроение, сон, аппетит, отношения и способность ясно мыслить. Если вы считаете, что страдаете от депрессии, крайне важно пройти диагностику и получить надлежащее лечение. Если депрессию не лечить, она может быть опасна для жизни, так как сопровождается риском самоубийства.

Тревожность — еще одно часто встречающееся состояние у людей с СДВГ. Некоторые дети с СДВГ, например, испытывают сильное беспокойство, напряжение или тревогу даже тогда, когда бояться нечего. Поскольку эти ощущения страшнее, сильнее и чаще, чем обычные страхи, они могут влиять на мышление и поведение ребенка.

Дети с СДВГ также чаще имеют проблемы с успеваемостью, даже если у них нет полноценной проблемы с обучением. СДВГ может нарушать концентрацию и внимание, ребенку может быть вдвойне трудно хорошо учиться в школе, что приводит к пожизненным разочарованиям.

Очень небольшое число людей с СДВГ страдают редким расстройством, называемым синдромом Туретта. У людей с синдромом Туретта наблюдаются тики и другие непроизвольные движения, такие как моргание глазами или подергивание лица, которые они не могут контролировать. Некоторые из них могут гримасничать, пожимать плечами, фыркать или выкрикивать слова. К счастью, такое поведение можно контролировать с помощью лекарств.

Лечение

Эффективный план лечения поможет вам справиться с СДВГ.

Для взрослых план лечения может включать медикаментозное лечение, а также практическую и эмоциональную поддержку.

Для детей и подростков он может включать создание соответствующей обстановки в классе и приспособлений, а также медикаментозное лечение и помощь родителям в понимании и управлении поведением ребенка.

Лечение СДВГ может включать в себя медикаментозную терапию, поведенческие/психологические консультации, вмешательство в учебный процесс/рабочее место или их комбинацию.

Три препарата из класса лекарственных средств, известных как психостимуляторы, или стимуляторы, представляются наиболее эффективными для лечения СДВГ у детей и взрослых.

Стимулирующие препараты

  • Метилфенидат (например, Ritalin, Concerta, Metadate, Methylin, Daytrana). Метилфенидат выпускается в виде таблеток, капсул и жидкости под торговым названием и в виде дженериков. Daytrana — трансдермальный пластырь с метилфенидатом, одобренный для лечения СДВГ у детей в возрасте от 6 до 12 лет.
  • Дексметилфенидат (Фокалин, Фокалин XR).
  • Декстроамфетамин-амфетаминовая смесь (Adderall, Adderall XR).
  • Декстроамфетамин (Dexedrine, Dextrostat, Concentra).
  • Лисдексамфетамин (Vyvanse).

Стимулирующие препараты, применяемые под наблюдением врача, обычно считаются безопасными. Стимуляторы редко вызывают у детей с СДВГ «кайф», если принимать их по назначению врача. Поскольку эти препараты являются стимуляторами, седативный эффект отсутствует. Однако беспокойство и суетливость могут уменьшиться, и человек будет чувствовать себя «спокойнее». В конечном счете, стимуляторы помогают детям контролировать гиперактивность, невнимательность и другие виды поведения, связанные с СДВГ.

Стимулирующие препараты выпускаются в формах короткого, среднего и длительного действия. Короткодействующие формы действуют около четырех часов, среднедействующие — около 6 часов, а длительно действующие — от 8 до 14 часов.

Побочные эффекты стимуляторов

Стимуляторы несут в себе риск злоупотребления и привыкания. Однако злоупотребление и зависимость от стимулирующих препаратов для лечения СДВГ более вероятны при использовании короткодействующих форм.

Чтобы снизить вероятность злоупотребления психоактивными веществами, убедитесь, что вы или ваш ребенок получаете необходимую дозу стимулирующего препарата в нужное время суток.

Не поручайте ребенку или подростку самостоятельно принимать лекарства. Храните лекарства дома в защищенном от детей контейнере. Если необходимо принять лекарство в школьное время, не отправляйте его в школу вместе с ребенком, а самостоятельно доставьте его школьной медсестре или в медицинский кабинет.

Недавний обширный обзор случаев внезапной смерти у детей и подростков, принимающих стимулирующие препараты, показал, что стимулирующие препараты не представляют повышенного риска внезапной смерти, остановки сердца или инсульта по сравнению с детьми и подростками, не принимающими эти препараты.

Всегда изучайте информацию на упаковке лекарств и обсуждайте этот потенциальный риск со своим лечащим врачом. Перед началом приема любого препарата для лечения СДВГ следует задать вопросы для кардиологического скрининга с целью оценки риска.

Кроме того, стимулирующие препараты ассоциируются с некоторым снижением темпов роста у некоторых детей, хотя в среднем это происходит на полсантиметра.

Другие возможные побочные эффекты, такие как потеря веса, проблемы со сном и тики, должны быть тщательно взвешены в сравнении с преимуществами перед назначением лекарств. Уже существующие тики могут обостряться или не обостряться при приеме стимулирующих препаратов. С большинством побочных эффектов часто можно справиться путем снижения дозировки.

Атомоксетин (Strattera)

Первый не стимулирующий препарат, одобренный для лечения СДВГ. Strattera относится к категории селективных ингибиторов обратного захвата норадреналина. Его действие заключается в блокировании норадреналина в мозге. Это приводит к увеличению его количества в синапсе при использовании препарата. В целом Strattera приводит к значительным улучшениям у лиц с СДВГ. Однако эффект от ее применения может быть менее значительным, чем от стимуляторов.

Применение Strattera связано с редкими побочными эффектами. К ним относятся проблемы с печенью, а также повышенный риск самоубийства. Если у вас или вашего ребенка наблюдается пожелтение кожи или глаз (желтуха), необъяснимые гриппоподобные симптомы или темный цвет мочи, а также если у вас или вашего ребенка появляются мысли о самоубийстве или резкое изменение настроения или поведения, особенно в начале лечения или после изменения дозы, немедленно обратитесь к своему лечащему врачу.

Страттера не относится к контролируемым веществам, как другие препараты для лечения СДВГ (т.е. стимуляторы), хотя и является рецептурным препаратом.

К побочным эффектам относятся: снижение аппетита, расстройство желудка, тошнота или рвота, утомляемость. Кроме того, наиболее распространенными побочными эффектами у взрослых являются проблемы со сном, сухость во рту, головокружение, проблемы с мочеиспусканием (чаще у мужчин) и побочные эффекты сексуального характера.

Психосоциальное лечение

Хотя СДВГ в первую очередь влияет на поведение и познавательную деятельность человека, это расстройство имеет широкие эмоциональные последствия.

Для некоторых людей с СДВГ ругань — единственное внимание, которое они получают в детстве. У них может быть мало позитивного опыта для формирования чувства собственной значимости и компетентности. Столкновение с ежедневными разочарованиями, связанными с наличием СДВГ, может заставить людей бояться, что они странные, ненормальные, ленивые или глупые.

Часто цикл разочарований, обвинений и гнева продолжается так долго, что становится частью самоконцепции человека. В таких случаях специалисты по психическому здоровью могут помочь подросткам и взрослым с СДВГ выработать новые навыки, взгляды и способы взаимоотношений с другими людьми. Часто успешное лечение помогает человеку отделить расстройство (СДВГ) и его симптомы/повреждения от личности и ее врожденных достоинств и потенциала.

В ходе группового консультирования люди узнают, что они не одиноки. Поддержка групповой терапии может быть дополнена индивидуальной терапией для решения конкретных жизненных проблем.

Существует несколько видов терапии, причем разные терапевты предпочитают разные подходы. Зная о различных видах вмешательства, легче выбрать терапевта.

Психотерапия направлена на то, чтобы помочь людям с СДВГ полюбить и принять себя, несмотря на свое расстройство. Однако люди, страдающие СДВГ, обычно хотят получить контроль над своим симптоматическим поведением более непосредственно. Нижеперечисленные виды вмешательства могут оказать такую помощь.

Поведенческая терапия

Поведенческая терапия, применяемая в работе с детьми и подростками, включает в себя просвещение родителей по вопросам синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Обучение их регулярному и последовательному применению поощрений и наказаний в работе с детьми и координацию усилий с учителями в школе.

Действительно, для детей и подростков поведенческая терапия и медикаментозное лечение являются двумя единственными научно обоснованными методами лечения, которые постоянно приводят к улучшению симптомов и нарушений.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия помогает работать над непосредственными проблемами. Она не столько помогает понять свои чувства и поступки, сколько оказывает непосредственную поддержку в изменении своих мыслей и поведения.

Это может быть практическая помощь. Например, научиться продумывать задачи и организовывать работу или изменить повторяющийся негативный образ мыслей. Когнитивная терапия не показала высокой эффективности для детей и подростков, но для взрослых ее результаты многообещающи.

Тренинг социальных навыков

Помогает детям и взрослым освоить новые формы поведения, в частности, социальные.

Импульсивное поведение может быть навязчивым и резким во взаимодействии. При обучении социальным навыкам терапевт обсуждает и моделирует подходящее поведение и помогает пациенту отработать новое поведение. Очень важно, чтобы в группах социальных навыков были установлены четкие границы, иначе дети могут моделировать дезадаптивное поведение друг у друга.

Группы поддержки объединяют людей, имеющих общие проблемы.

Неэффективные или недоказанные альтернативные методы лечения

Научно не доказана эффективность следующих методов лечения людей с СДВГ:

  • Ограниченные диеты. (Хотя недавние исследования, проведенные в Великобритании, показали небольшое влияние некоторых пищевых добавок на гиперактивное поведение).
  • Лечение аллергии.
  • Лекарства для устранения проблем с внутренним ухом.
  • Мегавитамины.
  • Мануальная терапия и вправление костей.
  • Лечение дрожжевой инфекции.
  • Тренировка глаз.
  • Специальные цветные очки.
  • Травяные добавки.
  • Незаменимые жирные кислоты.
  • Йога и медитация.
  • Нейрофидбэк, также известный как биологическая обратная связь. Является многообещающим вмешательством, не полностью подтвержденным окончательными исследованиями. Но в некоторых недавних исследованиях были получены данные об улучшении внимания и поведения.

Будьте осторожны с применением дополнительных и альтернативных методов лечения. Хотя единичные положительные исследования часто привлекают внимание СМИ, важно, чтобы такие результаты были воспроизведены. Пока научные исследования не покажут эффективность того или иного метода лечения, семьи рискуют потратить время, деньги и надежды на причуды и ложные обещания.

Управление жизнью взрослого человека с СДВГ

Эксперты предлагают несколько практических шагов, которые можно предпринять для управления своей жизнью с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Дайте себе передышку. Завышенные ожидания глубоко укоренились во многих женщинах. Определите свои сильные стороны и выполняйте эти задачи. Определите свои слабые стороны и либо найдите компенсирующий их навык, либо попросите кого-то другого выполнить эти задачи. Психотерапия может помочь использовать сильные стороны, ограничивая при этом нарушения в слабых областях.

Просветите своего партнера о СДВГ и о том, как он влияет на вас. Если ваш партнер осознает, что это расстройство, он может отнестись к этому с большим пониманием и готовностью. Перераспределите домашние обязанности в зависимости от навыков.

Постарайтесь создать дома и на работе «дружелюбную к СДВГ» обстановку. Если вы сможете относиться к своему СДВГ с пониманием и добрым юмором, напряженность снизится, и вы сохраните больше энергии для позитивной стороны вещей.

Упростите свою жизнь. Ищите способы уменьшить количество обязательств, чтобы не испытывать постоянную нехватку времени. Научитесь правильно расставлять приоритеты, чтобы избежать чрезмерной загруженности.

Выбирайте поддерживающих друзей. Многие женщины рассказывают о подругах или соседках, у которых дома царит идеальная чистота, дети всегда чистые, опрятные и воспитанные, и в сравнении с ними они чувствуют себя ужасно. Старайтесь избегать ситуаций, которые приводят вас к неоправданным ожиданиям и негативным сравнениям.

Создайте для себя группу поддержки. Например, попросите друга, понимающего ваше состояние, составить вам компанию при выполнении задания, которое всегда дается вам с трудом.

Исключите и делегируйте. Посмотрите, что вы требуете от себя дома или на работе. Можете ли вы нанять кого-то для выполнения некоторых из них?

Обратитесь за помощью по поводу предменструальных или климактерических симптомов. У женщин с СДВГ они могут быть выраженными. Управление дестабилизирующим влиянием гормональных колебаний — важнейшая часть управления синдромом дефицита внимания с гиперактивности.

Создайте системы хранения документов или организационные системы, которые вам подходят. Цветовая маркировка папок — быстрый визуальный способ определить, что в них находится.

Профилактика

Согласно современным медицинским исследованиям, не существует известного способа предотвращения большинства случаев СДВГ.

Существуют некоторые пре- и постнатальные факторы риска, которые можно устранить: отказаться от алкоголя и табака во время беременности, по возможности избежать преждевременных родов и исключить воздействие свинца на ребенка.

Будьте здоровы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *